Перелеты бабочек
Страница 1

Первое дошедшее до нас упоминание о перелете бабочек в Европе относится в 1100 году. Первое сообщение о миграции бабочек в Западном полушарии принадлежит Колумбу. Приближаясь к Кубе, он увидел «такие несметные стаи бабочек, что небо потемнело».

Русский писатель Н.Ф Золотницкий, большой знаток и любитель бабочек, писал о стае капустниц, летевших в течение многих часов, причем летели они «в несколько слоев».

Энтомолог-любитель, известный писатель Набоков оставил нам удивительно красочное описание миграции белянок и репейниц. Оно стоит того, чтобы привести его с небольшими сокращениями: «Движется по синеве длинное облако, состоящее из миллиона белянок, равнодушное к направлению ветра, всегда на одном и том же уровне над землей, мягко и плавно поднимаясь через холмы и опять погружаясь в долины, случайно встречаясь, может быть, с облаком других бабочек, желтых, просачиваясь через него без задержки, не замарав белизны, и дальше плывя, а к ночи садясь на деревья, которые до утра стоят как осыпанные снегом, - и снова снимаясь, чтобы продолжить путь. Куда? Зачем? Природой ещё не доказано или уже забыто».

Перелеты бабочек – дело не только далекого и очень далекого прошлого. Прекратиться миграция бабочек не может, ведь это – не прихоть, не каприз, не «охота к перемене мест». Это насущная необходимость для продолжения рода, для выживания того или иного вида. Да, миллионы бабочек гибнут по дороге, но какое-то количество выживает, добирается до места. Основной целью перелетов является откладка яиц. Из яиц появятся гусеницы, затем отродятся из куколок бабочки. И в тот же день огромные стаи отправятся в обратный путь. На пути – моря, горы, но бабочки не задерживаются. Даже там, где можно отдохнуть и покормиться. Гусеница успела накопить жировой запас, и им будет сыта бабочка, пока летит над своим трудным участком пути – над морем и горами. Зачем?

Репейницы, к примеру, откладывают очень много яиц. Если бы часть бабочек не улетела, то появившиеся гусеницы очень скоро уничтожили бы все кормовые растения и репейницы погибли бы все до единой. Но они улетают, предупреждают перенаселение и тем самым спасают вид от вымирания.

Перелетами бабочек люди занимаются не так давно, но уже выяснено немало. Например, выяснено, какие виды совершают перелеты чаще других. Оказалось, это репейницы, адмиралы, желтушки и некоторые виды бражников.

Более или менее точно выяснены пути, по которым летят бабочки. По одним и тем же маршрутам они летят из года в год, не сворачивая с курса, даже если имеется более безопасный путь. Часто бабочки летят вдоль русел рек. Но если река почему-либо исчезает, бабочки продолжают лететь вдоль бывшего русла.

Летят бабочки обычно невысоко над землей и, как правило, поднимаются вверх только в крайнем случае. Тем не менее, почему-то не всегда пользуются более безопасной дорогой, а предпочитают лететь через горы, где массами гибнут на ледниках.

Узнали, что репейницы, капустницы, желтушки летят стаями, при чем часто громадными, адмиралы же предпочитают путешествовать в одиночку и лишь перед перелетом через горы собираются в небольшие стаи.

Сейчас известно, что одни бабочки, например репейницы, совершают перелеты ежегодно, а другие – раз в несколько лет.

Выяснили, что командой для сбора в дорогу служит изменение светового дня, выяснили, что заставляет бабочек мигрировать.

Известны теперь даже такие факты, как освоение бабочками новых территорий: они постоянно залетают в страны или даже части света, где никогда не водились раньше, и, если эти места приходятся им по душе (а для «души» бабочки важен климат и наличие подходящей растительности), остаются в этих странах.

И все-таки многое в перелетах бабочек ещё неясно. А главное, нет ответа на два основных вопроса: во-первых, как удаётся насекомым совершать дальние перелеты, во-вторых, как они находят дорогу?

К тому же, дневные бабочки – тихоходы, а крылья их очень слабы. Правда, известно, что чешуйки, которыми покрыты крылья бабочек, на 15% увеличивают их подъемную силу. Благодаря своему немного странному, похожему на езду по ухабам, полету бабочки экономят энергию, имеют возможность часть пути планировать с «выключенным мотором». Но все это – мелочи по сравнению с той гигантской работой, которую приходится проделывать крыльями и «мотору». Бабочка взмахивает крыльями 5-6 раз, от силы 9 раз в секунду. Летит она медленно 7-14 километров в час против ветра и 30-35 километров в час по ветру. Сколько же раз нужно взмахнуть крыльями, чтобы совершить один перелет. А какой же прочности должны быть «шарниры», на которых эти крылья укреплены? Ни один, даже самый прочный материал не выдержит такой нагрузки. А крылья бабочек выдерживают. И ещё одна «загадка мотора»: ведь бабочки, как мы знаем, не отличаются силой по сравнению, допустим, с муравьем или жуком-навозником. Бабочки не пополняют запасов энергии, а ведь она сгорает. Пусть не так уж быстро, но, по самым минимальным расчетам, для такого путешествия её должно быть потрачено больше, чем весит вся бабочка.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Биология вида Ириса Низкого 2(V) D. Систематика
Отдел: Покрытосеменные, или Цветковые растения (Angiospermae, Anthophyta, или Magnoliophyta) Порядок : Семейство: Ирисовые или Касатиковые(Iridaceae, или ) Род: Ирис(Iris ) Вид: Ирис низкий (Iris pumila 2(V) D .) ...

Лунный календарь
При рассмотрении теории лунного календаря продолжительность синодического месяца с достаточной степенью точности можно принять равной 29,53059 суток. Очевидно, что соответствующий ему календарный месяц может содержать 29 или 30 суток. Кал ...

Неорганические вещества
Из неорганических веществ наибольшее значение имеет вода. Содержание воды в клетках колеблется от 60 до 98%, что зависит от типа клеток, интенсивности обмена веществ. Вода является универсальным растворителем; определяет объем и тургор кл ...

Разделы