Новейшая революция в естествознании

Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее действие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.

1. Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:

■ с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);

■ с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);

■ с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);

■ с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);

■ с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);

■ с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах, которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.

2. Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:

с

возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),

с

сочетанием ее с теорией относительности;

с

образованием общей квантово-релятивистской концепции.

3. Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явились:

■ первое овладение атомной энергией в результате открытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;

■ последующие исследования (1940-1947 гг.), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — кибернетики.

Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:

■ химия (особенно микрохимия, химия полимеров);

■ биология (особенно генетика, молекулярная биология);

■ кибернетика;

■ космонавтика и др.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что взаимодействие развития естествознания и общества неоспоримо, так как они не могут развиваться друг без друга. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841 — 1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие . Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».


Прочие статьи:

Мысленный взгляд
Как мозг справляется с непростой задачей создания образа? Глаза воспринимают разрозненные световые пятна. Чтобы превратить их в изображение, требуется колоссальная работа мозга. Я смотрю в зеркало и не знаю, кого там вижу! Один человек н ...

Голова
Голова малоподвижная, свободная, округлой формы. Здесь находятся сильно развитые выпуклые фасеточные глаза, занимающие значительную часть поверхности головы, обычно круглые или овальные, окруженные волосками. Кроме фасеточных сложных глаз ...

Геологическое строение и рельеф, геокриологические условия
Геологическая история Западно-Сибирской равнины, на территории которой размещается Красноселькупский район, до недавнего времени представлялась относительно простой. Это гигантская чаша, дно и стенки которой состоят из горных пород, образ ...

Разделы