Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее действие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.
1. Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:
■ с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);
■ с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);
■ с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);
■ с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);
■ с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);
■ с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах, которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.
2. Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:
■ с
возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),
■ с
сочетанием ее с теорией относительности;
■ с
образованием общей квантово-релятивистской концепции.
3. Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явились:
■ первое овладение атомной энергией в результате открытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;
■ последующие исследования (1940-1947 гг.), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — кибернетики.
Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:
■ химия (особенно микрохимия, химия полимеров);
■ биология (особенно генетика, молекулярная биология);
■ кибернетика;
■ космонавтика и др.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что взаимодействие развития естествознания и общества неоспоримо, так как они не могут развиваться друг без друга. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841 — 1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие . Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».
Прочие статьи:
Общая характеристика системы дыхания
Оптимальный для метаболизма газовый состав организма - относительное постоянство диоксида углерода и кислорода в альвеолярном воздухе, крови и тканях - обеспечивает система дыхания. Системой дыхания называют исполнительные органы системы ...
Автобионтные
и анавтобионтные живые системы
Деление живых систем на автобионтные и анавтобионтные отражает два принципиально различных способа организации процессов метаболизма. Как процесс обмена веществом и энергией между организмом и окружающей его средой метаболизм может быть о ...
Кинетические
закономерности реакции взаимодействия антиген — антитело
Образование комплекса антиген—антитело является обратимым процессом, т. е. равновесная константа связывания данного комплекса определяется отношением константы скорости ассоциации ki к константе скорости диссоциации. Исследование кинетики ...