Биологическое пространство – время биосферы. Жизненные циклы в природе.
Страница 1

Материалы по биологии » Естествознание как отрасль научного познания » Биологическое пространство – время биосферы. Жизненные циклы в природе.

Эволюцию биосферы изучает раздел экологии, кото­рый называется эволюционной экологией. Следует отли­чать эволюционную экологию от экодинамики (динамиче­ской экологии). Последняя имеет дело с короткими интер­валами развития биосферы и экосистем, в то время как первая рассматривает развитие биосферы на более дли­тельном отрезке времени. Так, изучение биогеохимических круговоротов и сукцессии — задача экодинамики, а прин­ципиальные изменения в механизмах круговорота веществ и в ходе сукцессии — задача эволюционной экологии.

Одним из важнейших направлений в изучении эволю­ции является изучение развития форм жизни. Здесь мож­но отметить несколько этапов.

1. Клетки без ядра, но имеющие нити ДНК (напоми­нают нынешние бактерии и сине-зеленые водоросли). Возраст таких самых древних организмов — более 3 млрд лет. Их свойства: 1) подвижность; 2) питание и способность запасать пищу и энергию; 3) защита от нежелательных воздействий; 4) размножение; 5) раздра­жимость; 6) приспособление к изменяющимся внешним условиям; 7) способность к росту.

2. На следующем этапе (приблизительно 2 млрд лет тому назад) в клетке появляется ядро. Примером однокле­точных организмов с ядром являются простейшие. Их 25—30 тыс. видов. Самые простые их них — амебы. Инфу­зории имеют еще и реснички. Ядро простейших окружено двухмембранной оболочкой с порами и содержит хромо­сомы. Ископаемые простейшие — радиолярии и фораминиферы — основные части осадочных горных пород. Многие простейшие обладают сложным двигательным аппаратом.

3. Примерно 1 млрд лет тому назад появились много­ клеточные организмы. В результате растительной деятель­ности — фотосинтеза — из углекислоты и воды при ис­пользовании солнечной энергии, улавливаемой хлорофил­лом, создавалось органическое вещество. Возникновение и распространение растительности привело к коренному из­менению состава атмосферы, первоначально имевшей очень мало свободного кислорода. Растения, ассимилиру­ющие углерод из углекислого газа, создали атмосферу, со­держащую свободный кислород — не только активный хи­мический агент, но и источник озона, преградившего путь коротким ультрафиолетовым лучам к поверхности Земли.

Л. Пастером выделены следующие две важные точки в эволюции биосферы. 1) Момент, когда уровень содержа­ния кислорода в атмосфере Земли достиг примерно 1 % от современного. С этого времени стала возможной аэроб­ная жизнь. Геохронологически это архей. Предполагается, что накопление кислорода шло скачкообразно и заняло не более 20 тыс. лет. 2) Достижение содержания кислоро­да в атмосфере около 10% от современного. Это привело к возникновению предпосылок формирования озоносферы. В результате жизнь стала возможной на мелководье, а затем и на суше.

Палеонтология, которая занимается изучением иско­паемых остатков, подтверждает факт возрастания слож­ности организмов. В самых древних породах встречаются организмы немногих типов, имеющих простое строение. Постепенно разнообразие и сложность растут. Многие виды, появляющиеся на каком-либо стратиграфическом уровне, затем исчезают. Это истолковывают как возник­новение и вымирание видов.

В соответствии с данными палеонтологии можно счи­тать, что в протерозойскую геологическую эру (700 млн лет назад) появлялись бактерии, водоросли, примитивные беспозвоночные; в палеозойскую (365 млн лет назад) — наземные растения, амфибии; в мезозойскую (185 млн лет назад) — млекопитающие, птицы, хвойные растения; в кайнозойскую (70 млн лет назад) — современные группы. Конечно, следует иметь в виду, что палеонтологическая ле­топись неполна.

Веками накапливавшиеся остатки растений образова­ли в земной коре грандиозные энергетические запасы ор­ганических соединений (уголь, торф), а развитие жизни в Мировом океане привело к созданию осадочных горных пород, состоящих из скелетов и других остатков морских организмов.

Тестовые задания

1. Наука это:

А) компонент духовной культуры;

Б) элемент материально-предметного освоения мира

В) элементы практического преобразования мира

Г) результат обыденного, житейского знания

Ответ б)

2. А.П.Руденко считает элементарной каталитической системой результат:

А) увеличения скорости химической реакции;

Б) ориентирование реакции в одном направлении;

В) химическое взаимодействие катализатора с реагентами;

Г) постоянного потока извне новых реактивов

Ответ в)

3. Предельная скорость передачи информации:

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Метод пересадки ядер клеток, культивируемых in vitro
Еще одним способом получения трансгенных млекопитающих является использование трансформированных генными конструкциями клеточных линий. С этой целью могут быть использованы как стволовые клеточные линии, так и соматические клетки, культив ...

Диффузия и транспорт веществ через клеточные мембраны
Переход веществ через клеточные мембраны осуществляется за счет разных видов диффузии, или активного транспорта. Простая диффузия осуществляется за счет градиентов концентрации определенного вещества, электрического заряда или осмотическ ...

В чем сущность второго начала термодинамики? Приведите значения к.п.д. для тепловых станций. В чем состоит суть спора о «тепловой смерти Вселенной»? Какие приняты шкалы температур? Каков смысл абсо
Второй закон термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему». С учётом введённого в термодинамику понятия энтропии как меры беспорядка систем ...

Разделы