Охарактеризуйте основные типы болот и укажите их практическое значение. Охрана болот
Страница 2

Материалы по биологии » Болотные растения » Охарактеризуйте основные типы болот и укажите их практическое значение. Охрана болот

Если исследовать разрез торфа мощностью 3 м, то содержание золы в нем будет увеличиваться сверху вниз: в верхней половине З .10%, в нижней— 15 .25%.

В зависимости от стадии развития болота в разных торфах содержится неодинаковое количество зольных элементов, что вызывает изменения в составе растительности в такой последовательности: 1) мелкие осоки с ивой, ольхой, березой; 2) средние и крупные осоки; 3) гипновые и сфагновые мхи с кустарниками и сосной и т. д.

Классификация болот основывается на особенностях питания растений и условиях болотообразования. По характеру питания растений выделяют болота низинные, верховые, переходные, ключевые и заросших водоемов.

В болотах низинных растения усваивают питательные вещества в основном из минеральной части почвы (снизу). В торфе этих болот содержится 10 .25% золы и более. В болотах верховых (мшары) основное питание растения получают из атмосферы (сверху). Корневая система растений верховых болот не соприкасается с минеральным грунтом, и растения не берут из него элементов зольного питания. Питательные вещества в верховых болотах поступают в виде оседающей пыли, остатков растений и животных, а также и с дождевой водой. Частично питательные вещества образуются в результате биологических процессов в верхнем слое болота. В торфе верховых болот содержится 2 .5% золы, т. е. они являются самыми малозольными.

Болота переходные по особенностям питания растений занимают промежуточное положение между низинными и верховыми. Произрастающие на них растения из минеральной части почвы (снизу) получают очень мало питательных веществ (связь с грунтом ослаблена). Большое значение для них имеют вещества, поступающие из атмосферы. Золы в торфе этих болот содержится 6 .10%.

Болота по заросшим и зарастающим озерам и другим водоемам составляют особую группу. Питательные вещества в них поступают с водораздела, частично из грунтовых вод и отчасти из атмосферы. Поэтому в болотах по зарастающим водоемам можно встретить самых различных представителей растительного мира: растения, усваивающие вещества из озерной воды и укоренившиеся на дне озера, растущие по окраинам болота и берущие питательные вещества из минеральной части почвы, питающиеся из воды озера и атмосферы и, наконец, поглощающие питательные вещества только из атмосферы.

Болота ключевые располагаются чаще у подножья террас, по их склонам. По характеру питания растений и условиям их произрастания эти болота должны быть отнесены к низинным. Но грунтовые воды, питающие их, поступают с водораздела в форме ключей. Торф ключевых болот отличается высоким содержанием золы (15 .50%), часто является охристым. Типичные растения ключевых болот — ольха, тростник, осока пузырчатая, трифоль, камыш лесной, незабудка болотная и дернистая, реже встречается вех, поручейник, водяной укроп, белокрыльник.

Особую группу составляют болота-плавни и болота-лиманы, встречающиеся в устьях больших рек и по берегам морских лиманов. Растительность этих болот в зависимости от условий, в которых она находится (постоянный подток речных вод, нагонные ветром воды с моря и т. д.), имеет различную форму питания, но всегда богатую питательными веществами.

Следует выделить также группу болот пойменных, образую щихся в центральной пойме и притеррасной части. По характеру питания растений эти болота должны быть отнесены преимущественно к низинным.

Классификация болот и химический состав торфа различных типов болот приведены в таблицах.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Классификация патогенности
Было предложено несколько схем. Г. Бухер различает: · Облигатные патогенны. · Кристаллообразующие спорообразователи. · Факультативные. · Потенциальные патогены. А О. Лысенко предлагает делить патогенные бактерии на: · Патогенные · ...

Санитарно – бактериологическое исследование воды и воздуха. Практическое значение
Санитарная оценка воды выражается общим микробным числом, качественным и количественным определением загрязнённости ее бактериями группы кишечной палочки. Определение общего количества бактерий в воде. Из открытых водоемов делают последов ...

Происхождение человека, его биосоциальная сущность.
Естествозна­ние изучает природу как она есть, а гуманитарные науки изучают духовные продукты творческой деятельности че­ловека. В каком смысле, учитывая такое разделение, мож­но говорить о человеке как предмете естествознания? В том смысл ...

Разделы