Заключение

В результате проведённого исследования по теме: «Развитие биологии в 17-19 вв. » можно сделать ряд выводов:

1. Со времен Аристотеля человека интересуют вопросы: Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Каковы наиболее общие свойства, присущие всем живым организмам? В течение долгого времени ученые не могли разрешить “загадку жизни” и видели ее качественное своеобразие в наличии в организмах “жизненной силы” (vis vitalis) - особого начала, имеющего нематериальную природу.

2. Наука 17-19 века сделала гигантский скачок в развитии, опрокинув многие казавшиеся незыблемыми истины. Для решения технико-экономических задач, которые ставились промышленностью, требовался новый подход к явлениям природы. Чтобы успешно воздействовать на природу, нужно было вскрыть и проверить опытным путём взаимосвязь и взаимодействие между формами движения, разнообразными химическими веществами, отдельными видами животных и растений.

3. К концу 19 столетия во многих областях биологии были достигнуты значительные достижения. Особенно большими успехами ознаменовались исследования в области физиологии, высшей нервной деятельности, а также медицины.

4. Вся нынешняя биология является дальнейшим расширением и углублением основных идей дарвинизма. Теория Дарвина убедительно показала правильность идеи эволюционного развития по отношению ко всем живым существам. Эта теория объяснила целесообразность строения живых существ и их приспособляемость, что до Дарвина считалось результатом действия сверхъестественных сил.

Заслуга Дарвина состоит в том, что он заменил понятие целесообразности принципом причинной связи всех явлений жизни.

5. В настоящее время в изучении различных проблем строения и жизнедеятельности тканей и органов человека и живой материи принимают участие не только морфологи и физиологи, но и химики, физики, математики и др. Комплексные исследования дают возможность более глубокого понимания функционирования организма человека в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, а также в экстремальных ситуациях.

6. “Информационный взрыв” нынешнего века делают трудной задачу освоения основных концепций в биологии, причем новые концепции в биологии могут быть оценены и поняты только на фоне более “классических”, сложившихся исторически на основе знаний, накопленных человечеством за долгие годы его существования.

[1] Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. - М., 1960 – с. 46.

[2] Канаев И. И. Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина. - М., 1963. - с. 13.

[3] Биологический энциклопедический словарь. / гл. ред. М. С. Гиляров. – М, 1989. – с. 66.

[4] Давиташвили Л. Ш. Очерки по истории учения об эволюционном прогрессе. - М., 1956. – с. 234.

[5] Завадский К. М. История эволюционных учений в биологии. – М. 1966. – с. 67.

[6] Райков Б. Е. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина. Л., 1959. – с. 90.

[7] Данилевский Л. В. Дарвинизм. Критическое исследование. – Спб, 1999. – с. 46.

[8] История биологии с древнейших времён до начала XX в. / Под. К. С. Ушакова, - М., 1972. – с. 105.

[9] Калмыков К. Ф. История ботаники в России. – Новосибирск, 1983. – с. 129.

[10] Бляхер Н. Я. История эмбриологии в России. - М., 1959. – с 36.

[11] Анохин П. К. От Декарта до Павлова. – М., 1985. – с. 199.


Прочие статьи:

Опишите основные этапы развития биосферы. Как представляет наука начало жизни на Земле? Каковы стадии происхождения жизни по концепции Опарина? Почему жизнь пока обнаружена только на нашей планете?
Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время -15-80 млн. лет тому назад, когда возникли леса и степи, а с ними и ...

Нарушение симметрии как источник самоорганизации
Взаимосвязь симметрии и асимметрии рассматривается современной наукой в различных аспектах, охватывающих саморазвитие материи на всех ее структурных уровнях. Так современное синергетическое видение эволюции Вселенной основано на идее о т. ...

Что изучает химия, каковы основные этапы ее развития? Дайте понятие структурной и эволюционной химии
Химия - наука, изучающая вещества и их превращения. Превращения веществ происходят в результате химических реакций. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли ...

Разделы